|
![]() Документ подписан электронной подписью |
Принято на педагогическом совете Протокол №12 от 22.08.2019г
|
|
Утверждено и введено в действие приказом №1 от 22.08.2019г с 01.09.2019г директор______________ Н.И. Стригунова |
Об алгоритме работы в случае выявления травли (буллинга)
- в соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
социальных и культурных правах «участвующие в настоящем пакте
государства признают право каждого человека на образование. Они
3
соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»;
будучи убеждены, что:
Стороны обязуются утвердить настоящее положение в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса, как они определены ниже:
Настоящее Положение принято и утверждено с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга).
Настоящее Положение устанавливает правила поведения, права и обязанности организаций, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей учащихся при взаимном общении (как внутри учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет).
Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:
Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.
беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников травли. А также в обязательном порядке незамедлительно сообщить директору о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также дисциплинарных мер к зачинщику и участникам травли.
- уважение его чести и достоинства каждым;
- образование, направленное на полное развитие человеческой личности;
- защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками ;
- обращение к педагогическому работнику и (или) директору с целью защиты от школьной травли;
-требование от сотрудников школы принятия незамедлительных мер по пресечению школьной травли, на кого бы она ни была направлена;
- сохранение анонимности его обращения к сотруднику по поводу школьной травли, если такое условие было им озвучено;
- защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому сотруднику по поводу школьной травли.
- допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса (учащихся, сотрудников, законных представителей (родителей) учащихся);
- совершать в отношении других участников учебного процесса действия оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или ложное намерение совершить насилие (например, замахиваться без намерения ударить), бросаться предметами и прочее;
- применять физическое насилие;
- инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ, носящих оскорбительный (негативный) характер;
- повреждать и уничтожать чужое имущество;
- организовывать коллективное игнорирование (бойкотирование) одного или нескольких участников учебного процесса;
- присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником ;
- формировать группы, единственной целью которых является организация травли в отношении другого участника учебного процесса;
- призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников ;
- совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников .
- замена классного руководителя;
- организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся;
- организация встреч с участниками образовательного процесса по профилактике школьной травли;
- образование согласительных комиссий;
- обращение к медиаторам;
- создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли;
- привлечение профильных некоммерческих организаций;
- применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом.
- общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без присутствия педагогов или законных представителей таких учащихся;
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ.
Киноклуб. Фильм Р.А. Быкова «Чучело».
«Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
Сегодня состоится заседание киноклуба по фильму Ролана Быкова (снятого по одноименной повести В.К. Железникова) «Чучело». Владимир Железников - известный детский писатель. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях «Разноцветные истории», «Хорошим людям - доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации.
Интересные факты о фильме.
В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина
Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка. На роль Лены Ролан Быков
отсмотрел около семнадцати тысяч девочек со всего Советского Союза.На
13
пятый день съемок фильма в Твери (тогда город Калинин) Кристина Орбакайте сломала руку, упав на лестнице. Оставшуюся часть съемочного процесса девочка играла со сломанной рукой.Но на протяжении всего фильма мы этого даже не замечаем.
Фильм Ролана Быкова "Чучело" вышел в прокат в 1983 году - но в отношениях подростков с того времени, по большому счету, мало что изменилось.Именно в этом возрасте мы можем столкнуться с болью, жестокостью, равнодушием.И сегодня мы будем говорить о героях этого фильма, об их поступках, о последствиях этих поступков.
На доске фиксируются ответы детей.
«Я и другие»
«Дружеские отношения.
«Предательство.Трусость»
«Справедливость».
«Жестокость»
«Взросление. Ответственность»
«Прощение»
«Выбор»
Ребята делятся на группы. Каждая группа выбирает тему (из написанных на доске) и получает от ведущего кейс с вопросами.
Время на работу -30 минут. Представить результаты можно в любой форме: презентация, устный отчет «Рассуждение на тему...», коллаж, рисунок...
Пример кейсов.
Тема «Я и другие».
В фильме, в группе детей, существует жесткое разграничение - или член группы, или предатель.
Вопросы для обсуждения:
Комментарий.Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дрова в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки.
Тема «Предательство-справедливость»
В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», - говорит Железная Кнопка (Миронова).
-Почему Лену ребята считали предателем? Как бы вы поступили на ее месте?
-А был ли предатель на самом деле?
Тема «Жестокость - милосердие».
Лена сказала ребятам: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
-Почему дедушка Лены самую дорогую картину (портрет его бабушки) оставляет школе, детям, которые травили его внучку?
Комментарий. Насмешки, оскорбления, преследование, бойкот, травля (буллинг), избиение - жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа).
В животном мире моббинг - это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов.
В жизни коллектива учащихся, моббинг - «это коллективный психологический террор, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».
Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)
Буллинг (травля)-агрессивное преследование одного из членов коллектива.
Советы. Как не позволять себя обижать? (пример)
Время выступления - 3 минуты. Дополнительные вопросы и дополнения
Что дал этот фильм лично вам? Чему учит фильм «Чучело»?Попробуйте назвать эти драгоценные качества.Напишите их на листочках и прикрепите к нашему дереву Добра (на доске силуэт дерева).
Завершить киноклуб словами В.А.Сухомлинского: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять...
Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Информационная памятка учителю «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг»
Информационная памятка может использоваться для лекций, составления информационных буклетов, бесед и других форм работы с педагогическим коллективом.
Буллинг - длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Это разрушительное поведение «сильных», направленное на «слабых» с целью получения «удовольствия» от наносимого «слабым» материального и морального ущерба.
Буллинг включает эмоциональное (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, публичное унижение, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой) и физическое насилие (избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей), которые вызывают травматические переживания у жертвы. Жертвой обычно становится тот, кто чем-то отличается от других.
Способы предотвращения:
Способы преодоления:
выгодном свете, продемонстрировать свою полезность для коллектива (один
20
прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий много знает о космосе, четвертый интересно рассказывает истории и т.д.). Помогите ему проявить свои способности;
учеников о подробностях случившегося, сопутствующих обстоятельствах,
21
именах участников. Это поможет детям понять, где проходит граница дозволенного, и ограничить неприемлемое поведение.
об этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах: «Я заметила, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Совместно смоделируйте ситуацию, в которой он находился, и обсудите возможные пути выхода из нее. С его родителями говорите о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию;
НАСТУПАЕТ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НЕКОТОРЫМ ПУНКТАМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА (с 14 лет)
УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится!)
УК РФ Статья 112. Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести
УК РФ Статья 158. Кража
УК РФ Статья 161. Грабеж
УК РФ Статья 162. Разбои
УК РФ Статья 163. Вымогательство
УК РФ Статья 167 часть 2. Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах
УК РФ Статья 213 часть 2. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах
УК РФ Статья 214. Вандализм
С 16 ЛЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ В ПОЛНОЙ' МЕРЕ.
УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства.
Доведение лица до самоубииства или до покушения на самоубииства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.
УК РФ Статья 282. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
УК РФ Статья 116. Побои. Побои или иные насильственные деиствия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствии, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждении, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какои-либо социальной группы.
УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.
УК РФ Статья 128.1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведении, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
УК РФ Статья 117. Истязание. Причинение физических или психических страдании”.
Семинар- практикум с элементами тренинга «Буллинг - как определить. Алгоритм действий»
Семинар-практикум с элементами тренинга планируется как первичный для классных руководителей 6-9 классов образовательных организаций.
Количество участников- не более 15 человек, время проведения 1час 40 минут. В конспекте семинара красным цветом выделены комментарии к упражнениям (К.), которые являются пояснением для специалиста, проводящего подобный семинар впервые.
Цель семинара:
Профилактика буллинга в среде детей и подростков в образовательных организациях. Задачи семинара:
Оборудование: мультимедийное оборудование, мягкая игрушка.
Ход семинара:
Вводное слово:
сегодняшний семинар практикум посвящен актуальной теме буллинга. Что это, как его определить и что дальше делать Вам, как педагогам, мы попробуем понять на сегодняшнем семинаре-практикуме. Наш семинар будет длиться 1 час 40 минут.
Упражнение «Ассоциации» (в кругу) - ассоциации со словомбуллинг- первое, что приходит в голову, когда слышите это слово. ( игрушка передается по часовой либо против часовой стрелки. ).
К.Некоторые педагоги могут ответить- «просто иностранное слово», либо «затрудняюсь ответить». В этом случае не нужно пояснять, что это такое.
Начнем с небольшой теории. Презентация (приложение 1).
После просмотра презентации - вопросы по кругу:
К.Предположительно большинство педагогов ответят «нет», но 2-3 человека обязательно вспомнят подобные ситуации, в которых сами были либо жертвой, либо наблюдателем. Если группа недостаточно идет на контакт, можно начать с себя (своя история может быть придумана).
Основное упражнение. Участники делятся на мини-группы. В каждой группе по 3 человека. Один из участников группы-жертва, другой-преследователь, третий- наблюдатель. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная какая роль достанется.) Группе необходимо придумать и разыграть ситуацию буллинга по тем ролям, которые им достались. Задача участников - обсудить ситуацию в мини-группе (5-7 минут), а затем каждая мини-группа представляет ее всем от лица каждого участника, определяют и вид буллинга. Каждый участник, кроме объяснения своей роли в ситуации, говорит, какие чувства он испытывает.
К. Это упражнение является основным в семинаре. В случае, если участникам сложно описать свою роль, необходимо помочь с помощью вопросов. Например: вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему? Вы в этой ситуации преследователь. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему? Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что- то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?
Не во всех ситуациях прописан «наблюдатель», но он несомненно есть, в этом случае участник сам определяет, какой он из наблюдателей, на этом необходимо сделать акцент при раздаче ситуаций.
Цель упражнения - помочь педагогам понять (почувствовать) причины поведения жертвы, наблюдателя, преследователя.
Разминка «Гражданская оборона».
Способствует повышению групповой динамики.
Участники прогуливаются по помещению. Ведущий выкрикивает фразу:
«Внимание! На нас напали (пираты, икота, угрызения совести и т.п.). После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину (маленьких ростом, женщин, блондинов и т.д.) и сказать хором: «Дадим отпор...(пиратам, икоте, угрызениям совести и т.п.). Группа опять разбредается по помещению и игра продолжается. (Из книги А.Чурикова В.Снегирева «Копилки для тренера» СПб. 2006 г.)
К.Можно предложить педагогам это упражнение для использования в работе с классом, как направленное на сплочение коллектива.
После разминки - работа в круге:
К.В обсуждении желательно выйти на то, что педагог (классный руководитель) в первую очередь может определить проблему в классе методом наблюдения. В итоге обсуждения - резюмировать этот момент. Возможно, предложить на обсуждение варианты фиксирования наблюдений и временные рамки (2 либо 4раза в год и т.д.)
Работа в группах. Участники делятся на две группы.
Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что в классе существует буллинг.
Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в классе существует буллинг. Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.
Ведущий подводит итог семинара.
Рефлексия.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Информационная памятка родителю «Как распознать буллинг и что делать дальше ?»
Информационная памятка может использоваться для лекций, составления информационных буклетов, бесед, родительских собраний и других форм работы с родителями.
Буллинг (Ъи11ут§, от анг. Ъи11у - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Д. Лейн и
Э. Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Аутсайдер (жертва буллинга):
родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
Агрессор (булли):
«Три опасных заблуждения о буллинге»
По данным статистики психологов, как отечественных, так и зарубежных, буллинг - достаточно распространенное явление в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.
Заблуждение 1. При травле нужно обеим сторонам сесть и разобраться, в чем причина.
Разбирательства и медиация хороши в случае конфликта. Конфликт существует там, где между сторонами наблюдаются разногласия и есть предмет борьбы. Участники конфликта могут влиять на его ход в зависимости от своих интересов.
В случае конфликта могут быть отрицательные эмоции, проявления насилия, трудности коммуникации. Медиатор конфликта поможет услышать друг друга без искажений и найти решение.
Буллинг - это преследование одного человека другим. Не нужно сводить агрессора и его жертву для разбирательств и примирения. Буллинг - это не проблема взаимоотношений двух людей. Это болезнь коллектива. Травля может быть только остановлена. Очень важно назвать явление: «Это травля, так делать нельзя!»
Заблуждение 2. Жертва сама в чём-то виновата и должна измениться, чтобы ее не травили.
Распространённый комментарий к постам о буллинге: раз тебя травят - с тобой что-то не так. Обвинение жертвы и поиск причины травли - это непонимание явления либо психологическая самозащита. Запрещено обвинять жертву и искать причину в ней. Травить могут любого. Что -то не так с булли, но не с жертвой!
Заблуждение 3. Буллинг неизбежен и даже полезен.
К сожалению, многие из нас в детстве столкнулись с буллингом. Мы справились и пережили травлю самостоятельно. Многие считают буллинг обычным явлением.
Травля - это насилие. Насилие - это не норма. В обстановке насилия, ребёнок может рано стать взрослым с точки зрения функций, но эмоционально повзрослеть не может. Это иллюзия, что буллинг ведёт к зрелости. Насилие может привести лишь к застреванию в развитии.
Дети взрослеют в безопасности. Когда ребёнок чувствует надежную защиту, он дерзает, мечтает, играет, учится, напитывается любовью, принятием - и отделяется от взрослого. Становится самостоятельным и зрелым.
Очень важно признавать травлю - недопустимой. До тех пор, пока насилие будет считаться нормой - проблема буллинга не исчезнет.
Шаги родителя по защите ребенка в ситуации буллинга:
Анализируем аккаунты зачинщиков травли в социальных сетях - в каких группах состоят, что постят, как разговаривают. Это поможет при составлении характеристики обидчиков.
РЕСУРСНЫЙ КАТАЛОГ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА
№ |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
КОНТАКТЫ |
НАПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА |
1 |
АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Консультационный центр «РКО детей» |
8-912-906-35-73 |
Консультирование родителей по вопросам обучения, развития и воспитания детей |
2 |
БУ УР Республиканский методический центр социальнопсихологической помощи молодежи «Психолог плюс» |
8 (3412) 68 - 08 - 96 |
Консультирование детей и взрослых; Методическая поддержка специалистов сопровождения; Проведение тренингов; Организация социально- профилактичеких акций |
3 |
АНО «Театр птица» |
8 (3412) 37 - 93 - 88 |
Спектакль «Больно молчать» о проблеме буллинга |
4 |
Штаб профилактики «Подросток» |
8 (3412) 78 - 10 - 40 |
Профилактика всех форм отклоняющегося поведения через консультации, лекции, индивидуальные и групповые беседы, акции и т.д. |
5 |
БУСО УР Республиканский центр психолого-педагогической |
8 (3412) 44 - 40 - 88 8 (3412) 44 - 16 - 35 |
Консультирование детей и взрослых; Методическая поддержка |
|
помощи населении. «СоДействие» |
|
специалистов сопровождения; Проведение тренингов; |
6 |
Совет отцов Удмуртской Республики |
8-912-859-26-51 |
Профилактика деструктивных форм поведения, наставничество детей «группы риска» |
7 |
Инспектора по делам несовершеннолетним |
по районам |
Профилактические беседы, лекции с детьми, родителями с юридическим уклоном |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА